Фома
Новосибирский музыкальный театр
Номинации
О спектакле
Автор – Юрий Шевчук
Либретто – Константин Рубинский
Режиссёр-постановщик – Филипп Рaзeнков
Дирижёр-постановщик – Александр Новиков
Хормейстер-постановщик – Татьяна Горбенко
Хореограф-постановщик – Ярослав Францев
Художник по свету – Ирина Вторникова
Хормейстер – Александр Соболев
Художник-сценограф – Елена Вершинина
Художник по костюмам – Екатерина Малинина
Ассистент режиссёра – Евгений Поздняков
Ассистенты балетмейстера – Анна Беляева, Елена Щербакова
Концертмейстеры –Иван Гражданов, Юлия Лужбина, Елена Марьясина, Елена Михайлова, Людмила Перминова
В спектакле занята кавер-группа «Красный берег»
Мультиинструменталист – Галина Беляева
Премьера состоялась 13 декабря 2019 года
Продолжительность спектакля: 2 часа 50 минут с антрактом
Возрастная категория: 16+
На афишу спектакля Новосибирского музыкального театра вынесено имя главного героя – Фома. Просто, лаконично, обнажая все возможные смыслы: Фома — неверующий, Фома — правдоборец, Фома — бунтарь. В чреде образов легко прочитывается основной персонаж – поэт и музыкант, художник и общественный деятель, представитель культуры андеграунда советской эпохи Юрий Шевчук, не утративший творческой самобытности и популярности и после легализации группы DDT, став в каком-то смысле собирательным образом певца российского рока в разных его ипостасях.
Действие в спектакле развивается в соответствии с тремя этапами жизни главного героя. Первый этап провинциальный – от полной надежд «Актриса-весна», через унылые реалии «Периферии» и попытки поиска альтернативы («Хиппаны»), через неизбежное столкновение с властью и, наконец, к осознанию себя как личности – музыканта и поэта. «Я весь — скрученный нерв, моя глотка — бикфордов шнур, которая рвётся от натиска сфер, тех, что я развернул». Здесь завязывается и лирическая линия, — герой встречает свою любовь, которая получает имя благодаря песне «Здравствуй, ночь Людмила». Зарождающееся чувство символизирует одна из главных лейт-песен спектакля «Новое сердце». Но удел сильных, не изменяющих себе, — одиночество, как неизбежный итог данного этапа пути, венчающегося освобождающим «Майским дождем».
Москва эпохи перестройки — самый сложный период для Фомы. Отсюда и композиции – «Фонограмщик», клеймящая безголосую и бездарную тиражированную эстраду, эпитафия «Бродяга», — посвящение всем безвременно сгинувшим в бессмысленных и страшных войнах восьмидесятых и девяностых, и кульминационная знаменитая «Родина», тянущая жилы и рвущая душу. Впрочем «московский» эпизод не безнадёжен, он внушает надежду, герой вновь обретает любовь. А впереди прекрасный, сырой, сквозимый ветром свободы Ленинград, в котором Достоевский, Пушкин, Блок, признание, «плачущее небо под ногами», и знаменитый концерт на Дворцовой площади, где в финале спектакля как смысл и правило жизни: «Главное, быть не за догму, не за идею, а за человека, помнить, что мы люди.» Это все, что останется после меня…
Филипп Разенков, режиссер-постановщик:
«Именно история любви Эльмиры Шевчук и Юрия Шевчука вдохновила меня в работе над спектаклем. История сильная, глубокая и настоящая. Поэтому наш спектакль в первую очередь о любви – любви к человеку, к стране, к миру, к музыке, о любви мужчины и женщины. Ведь то, в какой стране мы будем жить сегодня и завтра, напрямую зависит от того, какими чувствами и мыслями мы будем наполнены. Об этом, на мой взгляд, песни Юрия Юлиановича».
Константин Рубинский, автор либретто:
«Наш спектакль – не только история одного из главных героев русской рок-музыки – Юрия Шевчука. Это еще и собирательная биография всего русского рока, его движения, и осмысление нескольких исторических эпох страны, которая к рок-музыке относилась по-разному. А еще это история любви. И не только та пронзительная лирическая линия, которая есть в «Фоме». А история любви к этим песням, сопровождавшим нас с самого детства, ставшим неотъемлемой частью нашей культуры, нашего юношеского бунта, понимания перемен. Я думаю, эту эпоху и эту часть музыкальной культуры важно начинать осмыслять, потому что она на наших глазах превращается в историю – чтобы не сказать классику. И поиск в этом направлении может стать новым, неожиданным, плодотворным, существенно обновить кровь русского музыкального театра».