ПОЛОЖЕНИЕ 2025 — Музыкальное сердце театра
ПОЛОЖЕНИЕ 2025

Фестиваль

Заявка

Афиша

Положение

Экспертный совет

Вопрос-ответ

ПОЛОЖЕНИЕ 2025

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении в 2025 году
Национального Фестиваля и Премии
«МУЗЫКАЛЬНОЕ СЕРДЦЕ ТЕАТРА»

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

1.1. Настоящее Положение определяет условия, порядок организации и проведения Национального Фестиваля и Премии «МУЗЫКАЛЬНОЕ СЕРДЦЕ ТЕАТРА» (далее – Проект).

1.2. Описание Проекта.

Национальные Фестиваль и Премия «Музыкальное сердце театра» были учреждены по инициативе известных деятелей искусства, при поддержке Правительства Москвы в 2006 году. С момента создания проект объединял драматические и музыкальные театры Российской Федерации и представлял спектакли, использующие все современные театральные средства, чтобы рассказать зрителю языком театра историю, в самом сердце которой – музыка.

За годы существования Национальной премии «Музыкальное сердце театра» за выдающиеся творческие достижения были отмечены многие известные деятели отечественного музыкального театра: композиторы, драматурги и поэты, художники и артисты. Для большинства лауреатов премия стала важной вехой в творческой карьере, для региональных театров – значимой поддержкой, а для молодых исполнителей – успешным стартом.

Национальный Фестиваль и Премия «Музыкальное сердце театра» – единственная в Российской Федерации награда, отмечающая достижения исключительно в области современного музыкального театра в его разновидностях: мюзикл, оперетта, рок-опера, музыкальная драма, лайт-опера, опера-драма, саундрама и др., а также их авторов и исполнителей. Фестиваль ежегодно меняет локацию и проводится в разных регионах – крупных театральных центрах страны.

Важным связующим звеном между составляющими проекта и целевыми аудиториями является использование интернет-пространства и цифровых технологий. Широкий спектр каналов коммуникации и видов вовлечения пользователей дают возможность любому желающему увидеть лучшие спектакли отечественной сцены, Церемонию, мастер-классы, голосовать и открывать новые имена из любой точки мира, в любое время.

1.3. Цели и задачи проекта:

–  сохранение и развитие традиций российского музыкального театра;

–  определение тенденций современного театрального процесса. Поддержка и продвижение актуальных направлений и форматов музыкального театра;

– поиск, выявление, признание и поощрение лучших творческих работ, талантливых авторов и исполнителей в сфере музыкального театра России. Стимуляция творческих процессов;

– консолидация единого театрального пространства, формирование и укрепление связей внутри страны и с зарубежными партнерами, создание условий для регулярного творческого обмена;

–  популяризация в широкой зрительской аудитории музыкального театра в его жанровых разновидностях: мюзикл, оперетта, рок-опера, лайт-опера, музыкальная комедия и др.;

– создание условий для профессионального общения, формирования партнерских отношений и зарождения новых творческих проектов.

– выявление и поддержка молодых талантливых специалистов в области современного музыкального театра;

– демонстрация, посредством доступных онлайн технологий, лучших образцов современной театральной культуры;

–  развитие и укрепление международных корпоративных и культурных связей и распространение достижений российской театральной культуры в России и за рубежом.

1.4. Федеральная значимость проекта.

Фестиваль с пристальным вниманием следит за театральным процессом во всех регионах России, представляя широкую панораму современного развития музыкального театра. Благодаря фестивальному контексту участники проекта из самых разных городов страны впитывают новые явления мирового музыкального искусства, современные тренды и инновации, сохраняя при этом самобытность и богатые достижения русской театральной и музыкальной культур.

Реализация проекта в качестве фестиваля-транзита, проводимого каждый раз в новом регионе, позволяет привлечь внимание государственных, общественных, деловых структур и СМИ каждого из регионов не только к самому театру и театральным коллективам – участникам проекта, но и к ряду важных культурных и социальных проблем. Ежегодная ротация регионов, принимающих Фестиваль, формирует импульс развития театрального музыкального искусства в культурных центрах страны.

1.5. Социальная значимость проекта.

Музыкальный театр во всех его разновидностях всегда выполняет двойные функции, с одной стороны – досуговые и развлекательные, но наиболее важны – просветительские и духовно-нравственные. Важно представить искусство, обращенное к человеческой душе. Показ в фестивальной программе лучших образцов жанра повышает интерес широкого зрителя к музыкальному театру, а онлайн-трансляции обеспечивают максимальный охват российской аудитории. Фестивальные мероприятия (показы, круглые столы, пресс-конференции, творческие вечера мэтров и т.п.) стимулируют процесс профессионального совершенствования композиторов, драматургов, постановщиков и артистов. В итоге проект способствует появлению специалистов высокого уровня, профессионалов, отвечающих требованиям сегодняшнего дня.

1.6. В рамках Проекта проводятся:

1.6.1. Национальный фестиваль «Музыкальное сердце театра», в программу которого по условиям конкурсного отбора входят самые значимые постановки сезона. Зрители региона, принимающего фестиваль, через приобщение к музыкально-театральному искусству могут почувствовать свою причастность к формированию единого культурного ландшафта страны.

1.6.2. Лаборатория «Музыкальное сердце театра» – обучение ведущими специалистами музыкального театра, мастер-классы с мэтрами, лекции и панельные дискуссии. Лабораторный блок завершается публичным питчингом эскизов спектаклей, на который приглашаются руководители российских театров, продюсеры, представители органов управления в сфере культуры и СМИ. Главная цель направления – через профессиональное общение стимулировать создание и продвижение нового отечественного материала для музыкального театра.

1.6.3. Премия «Музыкальное сердце театра» с церемонией вручения Премии – финалом конкурса, ключевым событием, проходящим по мировым постановочным стандартам. Победителей в конкурсных номинациях определяют члены Академии современного музыкального театра – более 150 выдающихся деятелей культуры и искусства, под руководством Президента Фестиваля и премии, народного артиста, композитора Максима Дунаевского. Награждение проходит в театрализованной форме с использованием современных технологий и сопровождается онлайн-трансляцией.

1.6.4. Спецпроект 2025 года – «Большой дебют»:

– показы лучших музыкальных спектаклей с участием студентов старших курсов российских театральных ВУЗов в Калининграде на базе Балтийской школы музыкального и театрального искусства (филиал РГИСИ) осуществляются в период 20-25 октября 2025 в партнерстве с РГИСИ. Также в рамках программы осуществляется образовательная программа, в рамках которой проходят мастер-классы выдающих педагогов и практиков для студентов, принимающих участие в программе и студентов филиала.

1.7. Организатор Фестиваля и ПремииАвтономная Некоммерческая Организация «Музыкальное сердце театра» (город Москва) (далее – Дирекция Проекта) при организации и проведении Проекта руководствуется Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 г. №326-р «Об утверждении стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года» и Указом Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. №808 «Об утверждении основ государственной культурной политики».

1.8. Президентом Проекта является Народный артист России, композитор Максим Исаакович Дунаевский. Генеральным продюсером Проекта является член Общественного совета при Министерстве культуры РФ Дмитрий Ювенальевич Калантаров.

1.9. Управлением и организацией Проекта занимается Дирекция Проекта, в составе президента, генерального продюсера и генерального директора АНО «Музыкальное сердце театра», действующих на основании данного Положения.

1.10. Партнерами Проекта могут являться государственные и общественные организации всех уровней, принимающие его миссию, цели и задачи, осуществляющие финансовую, организационную, информационную и методическую помощь в проведении Фестиваля и Премии. Финансовая поддержка Проекта может осуществляться в форме грантов, субсидирования различного уровня, спонсорского участия, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

1.11. АНО «Музыкальное сердце театра» в лице Дирекции проекта распоряжается авторскими правами, символикой Проекта, определяет регламент, программу, дату, время и место проведения Фестиваля и Премии.

1.12. Участниками Проекта являются российские и зарубежные профессиональные театральные коллективы, как государственные, так и независимые.

1.13. Место и даты проведения Фестиваля и Премии в 2025 году – территория Северо-Западного федерального округа: Калининградская область (Калининград) – спецпрограмма «Большой дебют» (20-25 октября) и г. Санкт-Петербург – основной блок (14-24 ноября)

1.14. Вся актуальная информация о Проекте размещается на следующих интернет-ресурсах:

– Сайт Проекта: musicalheart.ru 

– Страницы Проекта в социальных сетях Интернет:

vk.com/musicalheartru

t.me/MHTheatre

1.15. Контактная информация:

– Юридический адрес Проекта: 119019, Москва, Большой Афанасьевский пер., д.39.

– Почтовый адрес Проекта: 107031, Москва, Большой Кисельный пер., д. 5, корп. 3, стр. 5

– Телефон: +7 495 1158530

– Адрес электронной почты Проекта: manager@musicalheart.ru

2. ПРЕМИЯ «МУЗЫКАЛЬНОЕ СЕРДЦЕ ТЕАТРА»

2.1. Премия «Музыкальное сердце театра» присуждается ежегодно за выдающиеся достижения в области современного музыкального театра.

Определение лауреатов Премии «Музыкальное сердце театра» осуществляют члены Академии современного музыкального театра путем голосования на основе данных, представленных в шорт-листе спектаклей-номинантов Премии.

Академия современного музыкального театра формируется из числа выдающихся деятелей культуры и профессионалов в этой области, в том числе авторы, руководители театров, постановщики, продюсеры, педагоги, представители СМИ и др.

2.2. Для определения лауреатов Премии «Музыкальное сердце театра» учреждаются следующие номинации:

  • «Лучшая пьеса (автор/перевод)»
  • «Лучший текст песен (автор/перевод)»
  • «Лучшая музыка (композитор)»
  • «Лучшая оркестровка (аранжировщик)»
  • «Лучший музыкальный руководитель»
  • «Лучший дирижер»
  • «Лучшее пластическое решение (хореограф)»
  • «Лучшая сценография (художник-сценограф)»
  • «Лучшие костюмы (художник по костюмам)»
  • «Лучшее световое оформление (художник по свету)»
  • «Лучшая исполнительница роли второго плана»
  • «Лучший исполнитель роли второго плана»
  • «Лучшая исполнительница главной роли»
  • «Лучший исполнитель главной роли»
  • «Лучший режиссер»
  • «Лучший продюсер»
  • «Лучший спектакль для детей и подростков»
  • «Лучший спектакль малой формы»
  • «Лучший спектакль»

2.2.1. На авторские номинации: «Лучшая пьеса (автор/перевод)», «Лучший текст песен (автор/перевод)», «Лучшая музыка (композитор)» рассматриваются заявки спектаклей, которые в прошлые сезоны Премии не были заявлены на конкурс.

2.2.2. Лицензионные постановки по материалам зарубежных авторов не рассматриваются на авторские номинации.

2.2.3. На номинацию «Лучший продюсер» могут претендовать руководители, осуществляющие первоначальную оригинальную постановку спектакля или полностью возобновляемый спектакль (ривайвл).

2.2.4. Спектакли на конкурс принимаются как на русском языке, так и на национальных языках народов Российской Федерации (с обязательными субтитрами на русском языке), постановка которых была осуществлена на территории Российской Федерации.

2.3. В рамках Проекта присуждаются специальные номинации Премии:

2.3.1. Гранд-премия за выдающиеся достижения.

2.3.2. Премия зрительских симпатий.

2.3.3. Премия за партнёрство (представитель органов государственной власти, спонсор, меценат, информационный партнер).

2.4. Порядок определения лауреатов специальных номинаций Премии.

2.4.1. Лауреата «Гранд-премии за выдающиеся достижения» определяет Президент. Имя лауреата «Гранд-премии за выдающиеся достижения» озвучивается на пресс-конференции вместе с номинантами Премии.

2.4.2. Победитель в номинации «Премия зрительских симпатий» определяется путём зрительского онлайн-голосования на официальном сайте Проекта в период с 01.09.2025 по 30.09.2025. Любой желающий имеет возможность проголосовать не более 1 раза с одного IP-адреса. Лауреатом становится спектакль, набравший наибольшее количество зрительских голосов. Результаты зрительского онлайн-голосования оглашаются на Церемонии вручения Премии.

2.4.3. Лауреатов номинации «Премии за партнерство» определяет Дирекция Проекта по рекомендации членов Академии. По решению Дирекции данная премия может не присуждаться.

3. АКАДЕМИЯ СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА.

3.1. Академия современного музыкального театра формируется в рамках работы по организации и проведению Национального Фестиваля и Премии «Музыкальное сердце театра».

3.2. Задачи Академии музыкального театра:

3.2.1. формирование и объединение профессионального сообщества в сфере музыкального театра;

3.2.2. выработка принципов профессиональной оценки качественных составляющих музыкальных спектаклей;

3.2.3. утверждение номинаций премии и определение лауреатов;

3.2.4. систематизация основных жанровых особенностей и отличительных черт музыкального театра;

3.2.5. выявление актуальных проблем развития музыкального театра и их путей их решения;

3.2.6. популяризация музыкального театра в зрительском сообществе;

3.2.7. взаимодействие с органами государственной власти и привлечение их внимания для решения потребностей музыкального театра;

3.2.8. формирование научно-образовательного вектора развития сферы музыкального театра;

3.2.9. инициирование профессиональных дискуссий и образовательных программ, способствующих развитию музыкального театра России;

3.2.10. качественное взаимодействие всех участников процесса создания и реализации музыкальных спектаклей.

3.3. Порядок присвоения статуса члена Академии современного музыкального театра.

3.3.1. Для присвоения статуса Академик соискателю необходимо участвовать в качестве самостоятельной творческой/организационной единицы в реализации не менее чем 3-х музыкальных спектаклей на профессиональной сцене или наличие статуса номинанта «Музыкальное сердце театра», за исключением представителей СМИ и педагогического состава.

3.3.2. Статус Академик присваивается лицу Дирекцией Проекта по рекомендации не менее 5 (пяти) действующих членов Академии.

3.3.3. Дирекцией Проекта Академикам выдается значок Академика.

3.3.4. Имена членов Академии публикуются на официальном сайте Проекта.

3.3.5. Потеря статуса члена Академии происходит в следующих случаях:

3.3.5.1. По личному заявлению Академика, на имя Президента Проекта.

3.3.5.2. Негативное поведение/высказывание Академика, подрывающие авторитет фестиваля и премии, а также формирующим негативное восприятие у общественности образ профессионального культурного сообщества, чья деятельность направлена на службу искусству и Отечеству 

3.3.5.3. Смена профиля деятельности Академика более, чем на 2 сезона.

3.3.5.4. Невыполнение обязательств Академика по голосованию более, чем в 2-х сезонах.

3.4. Члены Академии входят в Экспертный совет на условиях и в соответствии с настоящим Положением.

3.5. Лишение статуса Академик производится Дирекцией.

4. ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ

4.1. Для сбора и регистрации поступающих заявок на предмет жанровой принадлежности и соответствия техническим требованиям Заявки Дирекцией Проекта назначается ответственный менеджер.

4.2. Для определения номинантов Национальной Премии «Музыкальное сердце театра» (далее – Премия) в конкурсах создаются два Экспертных совета: Малый и Большой.

4.3. Формирование членов Экспертного совета производится Дирекцией Проекта на основании кандидатур, выдвинутых членами Академии в период до 21.02.2025.

 4.4. Экспертный совет Премии включает в себя Председателя Экспертного совета и остальных его членов. Председатель Экспертного совета в 2025 году – кандидат искусствоведения, доцент Карина Врамовна Вартанова.

4.5. Малый экспертный совет

4.5.1. Состав Малого экспертного совета утверждается Дирекцией Проекта.

Состав Малого экспертного должен ежегодно обновляться не менее чем на 50%, за исключением Председателя Экспертного совета.

4.5.2. Количество членов Малого экспертного совета – не менее 7 человек, включая Председателя Экспертного совета.

4.5.3. Малый экспертный совет формируется из числа профессиональных театральных критиков и экспертов: театроведов, музыковедов, искусствоведов, профильных журналистов, а также методистов, организаторов и практиков в сфере театрального искусства.

4.5.4. Малый экспертный совет составляет лонг-лист Премии из лучших спектаклей сезона, который оформляется Протоколом. Лонг-лист публикуется на официальном сайте Проекта.

4.5.5. Решения принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Экспертного совета открытым или тайным голосованием, в т.ч. голосование может проводиться в онлайн-формате. Форму голосования определяет Дирекция Проекта.

4.5.6 Участники Малого экспертного совета не имеют права голосовать за работы или за номинантов, с которыми прямо или косвенно связаны, поэтому, с целью осуществления максимально непредвзятой оценки, Дирекция прилагает максимум усилий для выявления подобных фактов на стадии утверждения кандидатур.

4.6. Большой экспертный совет

4.6.1. Состав Большого экспертного совета утверждается Дирекцией Проекта ежегодно.

4.6.2. Большой экспертный совет формируется из членов Малого экспертного совета, включая Председателя Экспертного совета и представителей различных цехов театральных профессий, входящих в состав Академии (суммарное количественно – не менее 15 человек).

4.6.3. Большой экспертный совет составляет шорт-лист Премии и определяет персональные номинации, которые оформляются Протоколом.

4.6.4. Шорт-лист спектаклей-номинантов Премии оглашается на пресс-конференции.

4.6.5. Участники Большого экспертного совета не имеют права голосовать за работы или за номинантов, с которыми прямо или косвенно связаны, поэтому, с целью осуществления непредвзятой оценки, Дирекция прилагает максимум усилий для выявления подобных фактов на стадии формирования Экспертного совета.

4.7. Порядок принятия решений Экспертными советами:

4.7.1. Экспертные советы правомочны принимать решения, если на заседании каждого из них присутствует не менее двух третей от списочного состава членов соответствующего Экспертного совета.

4.7.2. Решения принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Экспертного совета открытым или тайным голосованием, в т.ч. голосование может проводиться в онлайн-формате. Форму голосования определяет Дирекция Проекта.

4.7.3. При составлении списков участников Премии, Экспертный совет исходит из следующих ограничений:

4.7.3.1. Не более 15 номинированных спектаклей (шорт-лист).

4.7.3.2. Не более 8 персональных номинантов в каждой номинации.

4.8. Каждый член Экспертного совета принимает на себя следующие обязательства:

– осуществлять просмотр видеоматериалов спектаклей, присланных театрами;

– участвовать в заседаниях Экспертных советов, давать оценку просмотренных спектаклей, участвовать в обсуждениях и в принятии решений;

– осуществлять просмотр премьерных спектаклей сезона в театрах города, где проживает эксперт, а также в командировках;

– не использовать в период подготовки и проведения Проекта в любых видах рекламы и средствах массовой информации видеоматериалы, ставшие доступными в процессе работы Экспертного совета;

– участвовать в публичных мероприятиях по итогам формирования окончательно списка номинантов Премии;

– в период работы Экспертного совета, а также после официального объявления списка номинантов Премии не разглашать информацию о содержании протоколов экспертных советов, мнениях и конкретных решениях на голосованиях.

4.9. В случае неисполнения обязанностей экспертом по тем, или иным основаниям (высокая занятость на основной работе, болезнь, собственное желание эксперта) эксперт может быть заменен другим экспертом, назначаемым Дирекцией Проекта.

4.10. Дирекцией Проекта при возникновении спорных ситуаций могут привлекаться к работе иные эксперты, которые являются признанными специалистами в сфере музыкального театра.

5. УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ НА СОИСКАНИЕ ПРЕМИИ

  • К участию приглашаются современные музыкальные спектакли, представленные на территории Российской Федерации и дружественных стран, в независимости от организационно-правовой формы организации (как государственные, так и независимые), идущие на профессиональной сцене:
  • в сопровождении живого оркестра и спектакли, сопровождающиеся музыкальной фонограммой: мюзиклы, оперетты, музыкальные комедии, рок-оперы, оперы-драмы, саундрамы и другие жанровые разновидности (классические опера и балет в этот круг не входят);
  • с использованием живого вокального исполнения.
  • К участию в конкурсном отборе принимаются спектакли, идущие, как на русском языке, так и на национальных языках народов Российской Федерации, созданные российскими и зарубежными профессиональными театральными коллективами, независимо от жанровой принадлежности и форм собственности организации (далее – Заявителя).
  • К участию в конкурсном отборе принимаются спектакли, идущие в регулярном прокате не более 2-х последних театральных сезонов, с премьерной датой не ранее 01.09.2023 и не позднее 10.06.2025.
  • Заявитель представляющий спектакль для конкурсного отбора, обязан обладать всеми правами на представляемый спектакль, в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторских и смежных правах.
  • В случае запроса от Дирекции проекта, Заявитель обязан предоставить все необходимые документы, подтверждающие его права на постановку и прокат представляемого спектакля.
  • Заявитель имеет право подать заявку не более чем на два спектакля.
  • Заявитель не имеет права подавать заявку с музыкальным спектаклем, который уже рассматривался экспертами в предыдущем сезоне Премии.
  • Заявитель предоставляет неисключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (на предоставленный аудио- и видео-контент) Дирекции проекта для своего участия в Проекте, в т.ч. для организации необходимой экспертной работы.
  • Заявитель обязан предоставить полную видеосъемку спектакля с действующим составом номинированных артистов, указав ссылку на видео в заявке на участие в фестивале, отправив ее в сроки проведения заявочного этапа, указанные на официальном сайте Проекта. 
  • В случае наличия желания и возможности у Заявителя, он подтверждает готовность принять членов экспертного совета в составе не менее двух человек с оплатой расходов по их перелету (переезду) и проживанию для просмотра заявленного спектакля.
  • Заявку на участие в фестивале можно скачать на официальном сайте Национального фестиваля и премии «Музыкальное сердце театра» www.musicalheart.ru    в соответствующем году проведения конкурса разделе «2025».
  • Порядок подачи Заявки.

Заявитель направляет в адрес Дирекции Проекта следующие документы и материалы:

– Заявку;

– Видеозапись Спектакля.

Требования к видеозаписи: Видеозапись спектакля должна быть профессионального качества: сделана не менее чем с 2-х камер крупного плана, 2-х среднего и общего плана – зеркала сцены. Дополнительные камеры на усмотрение постановщиков спектакля. Камеры должны быть управляемы операторами, синхронизированы в единый тайм-код. Звуковую дорожку должен сформировать телевизионный звукорежиссер для дальнейшего монтажа. Если же телезвукера нет, то с пульта театра пустить на камеры две сведённых звуковых дорожки (одна основная, другая резервная, запасная). Пара камер (в достаточной удалённости от систем звукоусиления зала) должны писать интершум. Желательно сделать цветокоррекцию всех камер в единый стандарт перед съемкой, сбалансировав их. Перед спектаклем операторы должны посмотреть спектакль, либо его прогон. Каждая камера пишет на свои накопители. Формат изображения HD или FULL HD. Видеозапись должна быть без пауз в начале и конце, быть предоставленной одним файлом, давать полное представление о достоинствах спектакля и потенциальных номинантах членам Экспертного совета, Академикам, а также пригодна для использования в работе со СМИ и при производстве церемонии вручения Премии.

6. СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА НА СОИСКАНИЕ ПРЕМИИ

6.1. Прием и регистрация Заявок осуществляется с 03.03.2025 по 31.05.2025.

Заявки принимаются на электронную почту zayavka.musicalheart@yandex.ru приложением к письму в формате Word в обязательном виде подписанная Заявителем в формате PDF. Менеджер АНО «Музыкальное сердце театра» регистрирует Заявку.

Форма Заявки размещена на сайте АНО «Музыкальное сердце театра» в сети Интернет, соответствующем разделе.

6.2. Первичная формальная экспертиза Заявок и конкурсных материалов осуществляется в момент регистрации, после чего АНО «Музыкальное сердце театра» осуществляет проверку Заявок на предмет жанровой принадлежности и соответствия техническим требованиям, после чего допускает к конкурсу Заявителей, передав на рассмотрение в Малый Экспертный совет Премии.

Заявителю может быть отказано в принятии Заявки, в случае:

– несоблюдение условий подачи Заявки;

– предоставления неполных сведений в Заявке, в соответствии с Приложением №1 к настоящему Положению;

– некачественной видеозаписи, прикрепляемой к Заявке;

– низкий художественный уровень.

6.3. Первый этап отбора — формирование Лонг-листа спектаклей-номинантов Премии осуществляется в срок не позднее 20.06.2025 Малым экспертным советом, после чего Лонг-лист публикуется на официальном сайте Проекта

6.4. Второй этап отбора — формирование Шорт-листа спектаклей-номинантов и определение персональных номинантов Премии осуществляется Большим экспертным советом не позднее 10.07.2025. Шорт-лист спектаклей-номинантов и перечень персональных номинантов Премии публикуется на официальном сайте Проекта

6.5. Третий этап отбора – определение Лауреатов Премии в сроки с 01.09.2025 по 31.10.2025 осуществляют члены Академии современного музыкального театра путем голосования за номинантов на официальном сайте Проекта.

7. ПОРЯДОК КОНКУРСНОГО ОТБОРА

Система экспертного отбора и определения лауреатов Премии «Музыкальное сердце театра» является трехступенчатой, что делает её одной из самых объективных и прозрачных процедур профессиональной оценки среди существующих театральных премий.

7.1. Первый этап — работа Малого экспертного совета (7 человек) по формированию лонг-листа.

7.1.1 Малый экспертный совет формируется из числа профессиональных театральных критиков и экспертов: театроведов, музыковедов, искусствоведов, профильных журналистов, а также методистов и организаторов в сфере театрального искусства.  Во главе Экспертного совета — Председатель, который обладает правом решающего голоса в спорных ситуациях и подписывает Протоколы решений. Председателем экспертного совета является Карина Вартанова – доцент кафедры зарубежного театра ГИТИС, специалист по истории американского театра, преподаватель истории зарубежного театра в ГИТИС. Малый экспертный совет осуществляет свою деятельность с 01.03.2025 по 20.06.2025.

7.1.2.  По мере регистрации заявок (в период с 1 марта 2025 по 31 мая 2025) происходит их валидация (первичный отсмотр представителями Дирекции) на предмет профессиональной реализации и жанровой принадлежности, т.к. существует определенный процент спектаклей, реализованных любительскими коллективами, концертные мероприятия и пр.

7.1.3. Каждое присланное видео просматривают все члены экспертного совета, после чего обсуждают его на заседаниях, формируя список спектаклей, входящих в лонг-лист. В лонг-лист входят спектакли, за которые проголосуют не менее 50% членов экспертного совета. Лонг-лист формируется к 20.06.2025.

7.1.4.  Члены Малого экспертного совета не имеют права давать комментарии о ходе и результатах голосования своих и коллег, и обязуются обеспечить соблюдение конфиденциальности в отношении любых сведений, полученных или ставших известными в рамках работы в экспертном совете.

7.1.5. К дате окончания формирования лонг-листа (20 июня 2025) Дирекция фестиваля утверждает состав Большого экспертного совета, в который помимо Малого экспертного совета, входят члены Академии современного музыкального театра, авторитетные практики — представители различных цехов театральных профессий.
В состав Экспертного совета не могут войти персоны, которые профессионально связаны с постановками, вошедшими в лонг-лист премии.

7.2. Второй этап — работа Большого экспертного совета (15 человек, включая членов Малого экспертного совета) по формированию шорт-листа.

7.2.1. Большой экспертный совет, в который помимо Малого экспертного совета, входят члены Академии современного музыкального театра, состоит из авторитетных практиков — представителей различных цехов театральных профессий.

7.2.2. Задачей Большого экспертного совета является формирование шорт-листа и определение персональных номинантов путем голосования (большинством голосов), после просмотра всех спектаклей, вошедших в лонг-лист (20 июня 2025 – 10 июля 2025)

  • спектакль-соискатель должен быть выдвинут минимум в 3 номинациях;
  • в шорт-лист могут войти не более 15 номинированных спектаклей;
  • в каждой номинации могут быть представлены не более 8 персональных номинантов.

7.2.3. В начале работы Большого экспертного совета проводится установочное заседание, на котором раскрываются принципы подхода к оценкам и сроки работы экспертов.

7.2.4. Большой экспертный совет отсматривает спектакли, входящие в лонг-лист, формируя шорт-лист и список персональных номинантов. Каждое присланное видео просматривают все члены экспертного совета, после чего вносят в оценочные листы по каждому спектаклю своих кандидатов в номинанты для включения в номинационный лист.

7.2.5. В итоговый номинационный лист входят только те номинанты, кто суммарно набрал свыше 50% голосов экспертов (соответственно минимум 8 из 15 человек, которые внесли имя номинанта в свой оценочный лист).

При определении актерских номинаций в случае недостаточного количества потенциальных номинантов, ценз свыше 50% от общего числа голосов (минимум 8 из 15) может быть понижен до набора персональным номинантом свыше 35% от общего числа голосов (минимум 6 из 15), о чем дирекция проинформирует экспертов.

В случае спорной ситуации право решающего голоса у Председателя экспертного совета (Вартановой К.В.).

7.2.6. Оценочные листы собираются и обрабатываются Дирекцией фестиваля. Сформированный шорт-лист буден обнародован 10 июля 2025.

7.2.7. Члены Большого экспертного совета не имеют права давать комментарии о ходе и результатах голосования своих и коллег, и обязуются обеспечить соблюдение конфиденциальности в отношении любых сведений, полученных или ставших известными в рамках работы в экспертном совете.

7.3. Третий этап — голосование членов Академии современного музыкального театра.

7.3.1. Все академики (свыше 150 человек), являются выдающимися деятелями культуры и профессионалами в этой области, в том числе авторами, постановщиками, руководителями театров, представителями СМИ и др. Задачей академиков является определение лауреатов Премии в 19 конкурсных номинациях путем голосования.

7.3.2. Для голосования каждому члену Академии создается личный кабинет на сайте проекта, в котором находятся видео всех спектаклей-номинантов. Академики осуществляет оценку номинированных спектаклей посредством просмотра видеозаписи в период с 1 сентября 2025 по 31 октября 2025. Академики, принимавшие участие в Большом и Малом экспертном советах, также принимают участие в итоговом голосовании.

7.3.3. Члены Академии современного музыкального театра, профессионально связанные со спектаклями, заявленными в шорт-листе, не могут голосовать за данные спектакли. Возможность голосования в случае взаимосвязи Академика и спектакля отсутствует в его личном кабинете.

7.3.4. Каждый член Академии голосует за кандидатов, помещая их на собственный пьедестал лидеров в каждой номинации. Доступны 3 оценки, за каждую из которых начисляются баллы. 1 место – 3 балла, 2 место – 2 балла, 3 место – 1 балл.

7.3.5. После автоматического суммирования результатов, определяются лауреаты Премии, набравшие наибольшее количество баллов. В случае набора кандидатами на победу в номинации одинакового количества баллов в конкурсе, финальное решение остается за Президентом Премии – Максимом Дунаевским.

7.3.6. Результаты голосования обнародуются на Церемонии вручения Премии 24 ноября 2025 г. в Санкт-Петербурге

8. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ «МУЗЫКАЛЬНОЕ СЕРДЦЕ ТЕАТРА»

8.1. Национальный Фестиваль «Музыкальное сердце театра» проводится на территории Санкт-Петербурга с 14 по 24 ноября 2025 года и имеет своей целью профессиональное развитие и совершенствование композиторов, драматургов, постановщиков и артистов, отвечающее требованиям настоящего времени, а также продвижению театрального искусства и привлечению широкой публики в театральные залы. Национальный Фестиваль «Музыкальное сердце театра» продвигает и поощряет деятелей отечественного музыкального театра, содействует поддержанию суверенных национальных культурных особенностей посредством популяризации спектаклей отечественных авторов, постановщиков и исполнителей.

8.2. В Фестивале могут принимать участие театральные коллективы со спектаклями, вошедшими в шорт-лист Премии и подтвердившие свою готовность приезда на условиях, изложенных в настоящем Положении.

Дирекция Проекта оставляет за собой право, исходя из организационных, технических и финансовых возможностей Проекта, отказать номинанту шорт-листа Премии в направлении предложения об участии в Фестивале, исходя из целесообразности расходования средств.

Участие в фестивале для номинантов не является обязательным и не отражается на результатах голосования, учитывая возможные причины, как у номинированного спектакля, так и у организатора Проекта.

8.3. В число участников Фестиваля Дирекция Проекта имеет право также приглашать другие российские и зарубежные спектакли, не являющиеся номинантами, но отличающиеся зрелищностью, эмоциональностью и профессионализмом, идущие на русском языке.

8.4. В случае включения спектакля в число участников Фестиваля и получения приглашения участия в фестивальных показах, Дирекция Проекта исходя из финансовых и иных своих возможностей, включая ресурсы региона, в котором проводится Фестиваль и репертуарных планов коллектива, вправе взять на себя следующие обязательства: 

— государственным театрам по оплате/компенсации до 50% стоимости перелета (переезда) коллектива и доставки художественного оформления туда и обратно;

— независимым коллективам по оплате/компенсации до 100% стоимости перелета (переезда) коллектива и доставки художественного оформления туда и обратно;

— компенсации стоимости гонорара приглашенным исполнителям, не входящим в штат коллективов, рассчитанного на основе подтверждающих документов;

— по проживанию всех театральных коллективов не более 2-х суток в месте проведения показа;

— организация внутреннего трансфера;

— питанию коллектива в день осуществления показа.

8.5. В рамках фестиваля могут проводиться различные специальные мероприятия в формате круглых столов, конференций, пресс-конференций, брифингов, творческих вечеров в очной форме либо онлайн.

8.6. Исходя из возможностей региона, в котором проводится Фестиваль, репертуарных планов и пр. факторов, Дирекция Проекта имеет право принять решение о дополнительных условиях или изменения параметров проведении Фестиваля.

9. ЦЕРЕМОНИЯ ВРУЧЕНИЯ ПРЕМИИ «МУЗЫКАЛЬНОЕ СЕРДЦЕ ТЕАТРА»

9.1. Решения Жюри оглашаются и Премии вручаются на специальной Церемонии, проходящей в знаковом культурном месте региона, принимающего фестиваль, на которое Дирекцией Проекта приглашаются гости.

Церемония вручения премии «МУЗЫКАЛЬНОЕ СЕРДЦЕ ТЕАТРА» состоится 24 ноября 2025 г. в Санкт-Петербурге

Гости Церемонии – номинанты, члены Академии современного музыкального театра, представители органов власти в сфере культуры, СМИ и иные гости, способствующие своим визитом укреплению авторитета Премии. Церемония проходит в формате театрализованного действия. Со всеми результатами оценки Академиками можно будет ознакомиться на сайте Проекта после завершения Церемонии вручения Премии. Вход на Церемонию осуществляется по пригласительным билетам; для участников Церемонии устанавливается дресс-код – RED TIE (использование в строгих вечерних туалетах деталей и аксессуаров красного цвета)

9.2. Всем лауреатам Премии вручается фирменный знак-награда «Музыкальное сердце театра» в виде скрипичного ключа на колонне, высотой 33 см и Памятный Диплом.

10. ЛАБОРАТОРИЯ «МУЗЫКАЛЬНОЕ СЕРДЦЕ ТЕАТРА»

10.1. Лаборатория «Музыкальное сердце театра» (далее – Лаборатория) представляет собой самостоятельную часть Проекта, включающую в себя отбор новых авторских театральных проектов, не имеющих ранее театрального сценического воплощения, а также их доработку путем проведения лабораторных занятий предшествующих показам театральных проектов художественным руководителям и директорам театров. 

10.2. Лица, имеющие право принять участие в Лаборатории: авторы (композиторы, авторы либретто и текстов песен), режиссеры, актеры, имеющие практический опыт реализации и/или участия в театральных музыкальных проектах, достигшие возраста 18 лет.

10.3. Участие в Лаборатории осуществляется на основе Заявок, прошедших отбор Комиссии, сформированной Дирекцией Проекта, куда входят: куратор (Заслуженный деятель искусств РФ, композитор Ким Брейтбург), арт-директор (режиссер-постановщик, преподаватель РАМ им. Гнесиных Светлана Горшкова) и генеральный продюсер проекта.

10.4. Для участия в Лаборатории авторы прилагают к Заявке разработанный театральный проект, который ранее не имел профессионального сценического воплощения; режиссеры прилагают Портфолио с примерами режиссерских работ; актеры – анкету с вокальной видеовизиткой.

10.5. Специальное направление Лаборатории 2025 года – произведения для музыкального театра на тему «Защитник Отечества».

10.6. Заявки на лабораторию принимаются с 1 апреля по 31 июля 2025 г. через форму обратной связи на официальном сайте Проекта по адресу: www.musicalheart.ru в разделе «2025/Лаборатория»

10.7. Отбор и опубликование списка отобранных кандидатур на участие в Лаборатории состоится не позднее 15 сентября 2025 г.

10.8. Очная часть лаборатории пройдет с 19 по 23 ноября 2025 года в Санкт-Петербурге, включая работу над эскизами и мастер-классы. 24 ноября 2025 года состоится питчинг эскизов спектаклей (10-12-минутная презентация каждой из авторско-постановочных команд: концепция, отдельные номера или фрагмент произведения) с участием в качестве гостей и зрителей художественных руководителей, директоров театров и продюсеров. Презентация проходит в формате семи-стейдж, в которой участвует до 8 исполнителей (артистов) и может включать: видеопроекцию, использование согласованного реквизита и элементов костюмов, звуковоспроизведение фонограмм/живое музыкальное сопровождение.

10.9. Видеозаписи мастер-классов и питчинга будут опубликованы на официальном сайте проекта.

10.10. Участникам Лаборатории предоставляется возможность посещения мероприятий Проекта, включая церемонию вручения премии 24 ноября 2025 года.

10.11. Участие в Лаборатории является бесплатным. Организаторы обеспечивают иногородним участникам Лаборатории проезд в г. Санкт-Петербург, а также проживание и питание во время проведения Лаборатории.

10.12. Каждому участнику Лаборатории вручается Диплом участника Лаборатории.

10.13. Дирекция Проекта оставляет за собой право изменить условия проведения Лаборатории в рамках Проекта исходя из возможности ее организации и в зависимости от творческих, социально-экономических и иных обстоятельств.

11. СПЕЦПРОГРАММА «БОЛЬШОЙ ДЕБЮТ»

11.1. Специальная программа «Большой дебют» (далее – спецпрограмма) представляет собой самостоятельную часть Проекта, проходящую в партнерстве с РГИСИ, включающую в себя показы музыкальных спектаклей с участием студентов старших курсов российских театральных ВУЗов. 

11.2  К участию в конкурсном отборе спецпрограммы приглашаются спектакли студентов старших курсов театральных ВУЗов, идущие на русском языке, созданные в рамках обучения:

11.2.1 в сопровождении живого оркестра или сопровождающиеся музыкальной фонограммой: мюзиклы, оперетты, музыкальные комедии, рок-оперы, оперы-драмы, саундрамы и другие жанровые разновидности (классические опера и балет в этот круг не входят);

11.2.2 с использованием живого вокального исполнения.

11.3. Заявитель обязан предоставить полную видеосъемку спектакля, указав ссылку на видео в заявке на участие в спецпрограмме, отправив ее в сроки проведения заявочного этапа, указанные на официальном сайте Проекта. 

11.4. Заявку на участие можно скачать на официальном сайте Национального фестиваля и премии «Музыкальное сердце театра» www.musicalheart.ru    в соответствующем году проведения конкурса разделе «Большой дебют».

11.5. Порядок подачи Заявки.

Заявитель направляет в адрес Дирекции Проекта следующие документы и материалы:

– Заявку;

– Видеозапись Спектакля.

11.6. Участие в спецпрограмме осуществляется на основе Заявок, прошедших отбор сформированной рабочей группы.

11.7. Заявки на участие в спецпрограмме принимаются с 15 марта по 31 мая 2025 г. на электронную почту bolshoidebut.musicalheart@yandex.ru приложением к письму в формате Word в обязательном виде подписанная Заявителем в формате PDF.

11.8. Отбор и опубликование списка отобранных спектаклей на участие в спецпрограмме состоится не позднее 16 июня 2025 г.

11.9. Очная часть спецпрограммы пройдет с 20 по 25 октября 2025 года в Калининграде, на базе Балтийской школы музыкального и театрального искусства (филиал РГИСИ), включая мастер-классы.

11.10. Видеозаписи мастер-классов будут опубликованы на официальном сайте проекта.

11.11. Участие в спецпрограмме является бесплатным. Организаторы обеспечивают иногородним участникам спецпрограммы проезд в г. Калининград, а также проживание и питание во время проведения спецпрограммы.

12. ПРОЧИЕ УСЛОВИЯ

12.1. Материалы, представленные Заявителями и участниками, не возвращаются.

12.2. Возражения, апелляции, претензии по итогам конкурсного отбора не принимаются.

12.3. Направляя на Заявку и Материалы, Заявитель гарантирует, что не нарушает авторских, смежных с авторскими, исключительных прав, а также, что представленные им материалы соответствуют этическим требованиям, принятым в обществе, музыкальной и театральной среде.

12.4. В случае предъявления Дирекции Проекта третьими лицами претензий и исков о нарушении авторских, смежных с авторскими, исключительных прав, Заявитель или участник Лаборатории, ставший причиной такого обращения к Дирекции Проекта, несет полную ответственность и обязан возместить Дирекции Проекта все связанные с такими претензиями и исками убытки.

12.5. Дирекция Проекта оставляет за собой право изменять и уточнять условия проведения Проекта в целях максимального достижения целей и задач его проведения, а также в зависимости от социально-экономической и иной ситуации в регионе, Российской Федерации и в мире.